Тканые ковры

  • История появления
  • Особенности
  • Способ плетения
  • Традиционные узоры
  • Как выбрать?
  • Как ухаживать?

Каким бы ни было покрытие пола в жилых комнатах, без ковра невозможно создать атмосферу домашнего тепла и уюта, а также достичь законченности в композиции деталей интерьера. Нередко этот аксессуар является ключевым элементом стиля, соединяя разрозненные детали обстановки.

Наилучшим образом с этой задачей справляются гладкие тканые ковры килимы, обладающие яркой интерьерной индивидуальностью, умеющие вписаться в разный стиль дизайна.

КИЛИМЫ

Основные принципы ручного производства килимов идентичны технологии изготовления паласа (см. графу «Палас»). Но килим сложнее по своей структуре: уточная (поперечная основе) нить вплетается не от начала до конца ряда, а прерывается в определённых местах нитями других цветов. Делается это для получения своеобразного сложного (в сравнении с паласом) орнамента.

ткачествоНа фото: ткацкий станок для безворсовых ковров

При этом, нить определённого цвета не прерывается на каждом ряду, а используется до окончания орнаментального элемента. Килим в классическом виде может иметь ритмичный геометрический орнамент (например ,традиционный дагестанский килим), либо крупный стилизованный растительный узор, который в силу технологических особенностей приобретает некоторую допустимую угловатость (болгарские килимы).

ковер килимНа фото: ковер килим

На стыке нитей разных цветов, при натяжении полотна килима, естественно наличие щелей, которые не проявляются при напольном использовании. Килимы, как и паласы, являются безворсовыми коврами двухстороннего пользования.

Существуют племенные килимы, производимые методом вышивания. Для этого типа изделий сначала вручную изготавливается однородное тканое полотно (типа паласа), на котором вышивается нужный орнамент. Вышитый рисунок не имеет технологических издержек, свойственных килимам, и использование тонких нитей вышивания дает возможность получить достаточно сложный рисунок. Но в данном случае поверхность килима приобретает некоторую шероховатость, так как нити рисунка незначительно, но все же выступают относительно нитей полотна (например, персидские килимы). И такого рода килимы имеют техническую и лицевую стороны.

Следует отметить, что существуют иранские килимы, при изготовлении которых сочетаются разные техники ручного ковроделия, свойственные как тканным, так и плетенным (ворсовым) коврам. То есть, по мере изготовления тканого основания орнамент производится плетенным (ворсовым). Таким образом, мастера ткут килимы с рельефным ворсовым узором. Данная методика часто используется и при изготовлении некоторых афганских килимов.

Примеры килимов

Безворсовый Индийский ковер SIRJAN №3682 159x94cm из шерсти

VERSAILLES № 2519

313 х 245 см

1 035 000

518 000 руб.

313 х 245 см

1 035 000

518 000 руб.

VERSAILLES

1 035 000

518 000 руб.

SIRJAN № 3682

Безворсовый Персидский ковер SUZANI №2418 138x122cm из шерсти

ALDO № 3621

305 х 246 см

цена по запросу

305 х 246 см

цена по запросу

ALDO

цена по запросу

SUZANI № 2418

Современный Индийский ковер CHEVRON №2905 292x245cm из шерсти и бамб. шелка в стиле модерн

-50%

URBAN № 3638

305 х 244 см

цена по запросу

305 х 244 см

цена по запросу

URBAN

цена по запросу

CHEVRON № 2905

Безворсовый Индийский ковер MAMLUK KILIM №2294 300x239cm из шерсти

ALDO № 3328

367 х 277 см

цена по запросу

367 х 277 см

цена по запросу

ALDO

цена по запросу

MAMLUK KILIM № 2294

Выбрать килим в каталоге

СУМАХИ

Сумахи производятся преимущественно из шерстяных нитей. Нити из хлопка используются иногда как нити основы, а в Иране существуют традиции изготовления сумахов из шелка.

Иранский шелковый сумахНа фото: Иранский шелковый сумах

Технология изготовления сумахов имеет несколько отличий от принципов производства килимов и паласов. Первое и основное заключается в наличии у сумаха, после каждого тканого разноцветного ряда, уточной непрерывной тонкой фиксирующей нити. То есть это нить чередуется с рядом нитей разных цветов поперечно на нитях основы. Таким образом, полотно сумаха не имеет на поперечных стыках цветов орнамента щелей, свойственных килиму. В каждом ряду нить определенного цвета, при необходимости, обрывается на обратной стороне сумаха с небольшим напуском, придавая его изнанке некоторую ворсистость.

Сумахи, в отличии от килимов и паласов, ковры одностороннего использования, то есть имеется и лицевая и техническая сторона. Вследствие наличия на технической стороне сумаха ворсистости по нему мягче ходить, что повышает его эксплуатационные характеристики.

Дагестанский сумахНа фото: Дагестанский сумах

Особенности изготовления сумахов позволяют получать как геометрические, так и растительные орнаменты различной степени сложности. Традиции изготовления сумахов широко распространены на Кавказе и в Иране. Например, всемирно известны прекрасные дагестанские сумахи.

Примеры cумахов

Безворсовый Пакистанский ковер SUMAKH №3558 255x203cm из шерсти

VERSAILLES № 2519

313 х 245 см

1 035 000

518 000 руб.

313 х 245 см

1 035 000

518 000 руб.

VERSAILLES

1 035 000

518 000 руб.

SUMAKH № 3558

Безворсовый Пакистанский ковер SUMAKH №3560 240x180cm из шерсти

ALDO № 3621

305 х 246 см

цена по запросу

305 х 246 см

цена по запросу

ALDO

цена по запросу

SUMAKH № 3560

URBAN № 3638

305 х 244 см

цена по запросу

305 х 244 см

цена по запросу

URBAN

цена по запросу

SUMAKH № 3552

Безворсовый Пакистанский ковер ZIEGLER SUMAKH №2618 257x197cm из шерсти

ALDO № 3328

367 х 277 см

цена по запросу

367 х 277 см

цена по запросу

ALDO

цена по запросу

ZIEGLER SUMAKH № 2618

Особенности

Тканые ковры обладают рядом положительных свойств:

  • высокое качество изделий и неповторимость рисунка;
  • использование преимущественно натуральных материалов, что повышает износостойкость и прочность ковров;
  • простота в уходе. Изделия легко чистятся и долго сохраняют первоначальный вид;
  • низкая стоимость в сравнении с ворсовыми моделями.

Тканые ковры

Тканые ковры

Отмечается и ряд недостатков:

  • ввиду использования натуральных материалов возможно проявление аллергических реакций;
  • подвержены повреждению молью;
  • существует вероятность появления плесени, грибка и болезнетворных микроорганизмов.

Тканые ковры

Тканые ковры

Разновидности

Домотканые ковры по технологии производства и материалам изготовления делятся на следующие виды:

  • Паласы. Самые простые по технике изготовления ковры. На станочную раму туго натягиваются нити, из которых формируется бахрома ковра. На готовом изделии они не видны. Уточная нить играет роль образующей и формирует рисунок паласа. Обе стороны готового изделия равнозначны. Благодаря своей практичности и возможности выбора бюджетных вариантов палас является самым распространённым и востребованным видом тканых ковров;

Тканые ковры

Тканые ковры

  • Сумахи. Безворсовые ковры, в которых поперечная уточная нить является прерываемой после соткания рядов разного цвета. По этой причине в изделиях присутствуют щели между стыками соседних орнаментов, расположенных в поперечном направлении. У сумах имеются лицевая и немного ворсистая изнаночная сторона, благодаря чему этот вид является самым мягким при наступании;

Тканые ковры

  • Килимы – гладкие тканые ковры, технология производства которых напоминает технику производства паласов, но в более усложнённом варианте. Уточная поперечная нить может прерываться нитями других цветов, это необходимо для формирования узоров. Рисунок в этом случае получается более сложным и красивым. Ввиду прерывания поперечных нитей в готовом изделии возможны щели на стыке двух оттенков. Но заметны они лишь в том случае, если сквозь килим посмотреть на свет. А при обычном использовании ковра на любой твёрдой поверхности щели абсолютно незаметны.

В случае, когда продольные нити одного цвета, а поперечные – другого, получается пестротканый ковёр. Стоят такие модели немного дешевле ввиду простоты рисунка.

Узоры и фигуры могут быть не только вытканы, но и вышиты на уже готовом тканом полотне. Рисунок в этом случае получается сложнее и разнообразнее, чем при классическом изготовлении, так же отсутствуют щели между узорами разных оттенков. Лицевая сторона килима с вышивкой немного шероховата. Используются килимы в качестве настенных и напольных ковров, покрывал, скатертей, пледов на диваны и кресла либо как элемент декора не несущий практической нагрузки.

  • Гобелены. Слово Gobelin по-французски обозначает ковёр, не имеющий ворса или тканую картину, на которых были изображены красивые орнаменты, библейские сюжеты, а позже – репродукции известных картин. Ткались гобелены вручную, поэтому стоимость их была очень высокой. Изготавливались они из натуральных нитей и сшивались из отдельных частей, которые ткались отдельно. На завершающем этапе производства изделия украшались серебряными и золотыми деталями.

Можно было встретить целые серии гобеленов, объединённых единым сюжетом. Но позволить себе такие шедевры могли только очень богатые люди.

После того, как Ж. Жаккард придумал ткацкий станок, гобелены стали производить машинным способом. Это сказалось на качестве тканых изделий – они стали заметно тоньше и менее плотными. Цена на них опустилась, и полотна стали доступны не только обитателям дворцов и замков.

Тканые ковры

Тканые ковры

Материалы

Тканые ковры изготавливаются из следующих материалов:

  • Шерсть. Тёплый, мягкий, стойкий к износу и загрязнениям материал, обладающий отличными шумоизоляционными и водоотталкивающими свойствами. Недостатками шерсти является то, что она может вызывать различные аллергические реакции и электризуется. Благодаря огромному поголовью животных самой распространённой является баранья шерсть. Использовать её при производстве ковров экономически выгодно, изделия получаются недорогими и пользуются повышенным спросом. Козья шерсть стоит дороже бараньей, ввиду выращивания животных, в основном, для мясо-молочной индустрии, но обладает лучшими эксплуатационными качествами и мягче на ощупь.

Самая дорогая и качественная – верблюжья шерсть. Она прочна, отлично держит тепло, гипоаллергенна и не электризуется.

Тканые ковры

Тканые ковры

  • Хлопок. Ковёр, вытканый из хлопковых нитей гигроскопичен и гигиеничен, но не долговечен. Для улучшения эксплуатационных свойств к хлопку обычно добавляется материал, обладающий высокой износостойкостью и прочностью;

Тканые ковры

Тканые ковры

  • Акрил. Внешне напоминает шерсть, гипоаллергенен, но менее прочен;

Тканые ковры

Тканые ковры

  • Шёлк. Шёлковые ковры смотрятся роскошно: цвета полотен яркие и насыщенные, а рисунок блестит, переливаясь на солнце. Такие шикарные изделия не используют на полу. Они украшают интерьер и являются самостоятельным элементом декора в качестве настенного ковра или накидки для мебели.

Тканые ковры

Тканые ковры

История появления

Килим — тканый двусторонний ковер ручной работы, издавна любимый кочевниками. Эти тканые изделия использовались не столько для декорирования, сколько для бытовых нужд: защиты пола от истирания, заворачивания товаров, в качестве попон для домашнего скота. Для кочующих племен килим был своего рода домашним оберегом. В древности люди верили, что вытканный узор охраняет жилище от злых духов и защищает близких.

Технология изготовления ковровых полотен берет начало в Древней Персии (ныне территория Ирана). Первое упоминание в летописных источниках о них имеет возраст 2500 лет. Старейшее изделие с изображением диких животных, изготовленное ковровыми умельцами 2000 лет назад, сегодня хранится в Эрмитаже. Из Ирана килимы перекочевали в страны Европы и вошли в обиход многих жителей. Сегодня эти тканые ковры являются предметом быта и украшением интерьера любого жилища.

Тканые ковры

Способ плетения

Современная технология изготовления тканых полотен осталась верной древним традициям. Как и в далеком прошлом, сегодня их создают руками на специальных станках. В качестве материалов используют шерсть, изредка шелк. На деревянные рамы станков натягивают нити основы, после чего начинают плести изделие плотными стежками. Поперечную нить чередуют с нитями контрастных оттенков для создания затейливого орнамента.

Оборудование напоминает систему для изготовления шпалеров (по-французски «гобеленов»).

Тканые ковры

Тканые ковры

Благодаря особой технике, найти ковры с идентичными рисунками сложно. Каждый килим индивидуален, соответствует творческой фантазии и эстетическому вкусу мастера: не зря на Востоке изготовление ковра редко именуют ремеслом, называя его искусством. Из-за вынужденного обрывания поперечных нитей в готовом полотне встречаются щели на стыке двух цветов. Визуально их сложно заметить, хотя при желании можно посмотреть изделие на просвет.

Иногда в линейках встречаются коврики контрастного плана, в которых долевые нити одного цвета, а нити утка — другого. Такой килим называют пестротканым. Стоимость этих изделий чуть ниже: это связано с лаконичностью узора. Фигуры и орнаменты данных ковровых покрытий могут быть не только вытканы: ковроделы часто вышивают их на готовом полотне. Узор в таком случае получается богаче и сложнее, чем в классической вариации, отсутствуют зазоры на стыках соседних цветов. Вышитые модели по лицевой стороне имеют некоторые шероховатости.

Традиционные узоры

Для килимов характерен древний этнический орнамент. Изначально, когда восточные ковры имели лишь бытовое назначение, тематика рисунков отражала жизненные устои и традиции простых людей. Служили эти тканые изделия и домашними оберегами, если в орнаменте присутствовали изображения тотемных животных.

Тканые ковры

Тканые ковры

Данные ковры уникальны тем, что отличаются разнообразием народностей, которые посредством мастерства выражали на ковровых полотнах свои общенациональные символы:

  • Для иранских изделий в орнаменте характерны жуки-скарабеи, геометрические фигуры и драгоценные камни. Все это выполняется в сочных оттенках розового, рубинового, изумрудного, синего цвета или оттенка слоновой кости.
  • Кавказские модели ковровых покрытий выглядят всегда торжественно и имеют украшение в виде медальона, расположенного в центре ковра. Ковроделы Кавказа традиционно изображают на тканых изделиях орла, который символизирует силу духа и прозорливость.

Тканые ковры

Тканые ковры

  • Анатолийские ковры славятся такими орнаментами, как женский образ (символ зарождения новой жизни), или рога барана (символ мужского начала, порождающей силы и творческой энергии). Часто в принтах этих полотен присутствует дуальный символ, подобный инь-ян.
  • Турецкие образцы килимов изначально применяли в качестве подстилки для молитв, поэтому материалом для изготовления ковровых изделий служит грубое волокно. Для ковров характерен узор по краям и однотонная центральная часть. Излюбленными оттенками являются рубиновый, лазурный, сочно-желтый и коричневый.
  • Берберские килимы своим орнаментом больше напоминают ковровую дорожку. Родиной этих ковриков является столица Марокко, Рабат, поэтому другое название тканых изделий — «рабатские». Они лаконичны, имеют незначительный вес и компактные параметры. Килимы Рабата очень практичны, легко поддаются уходу и чистке.
  • Наиболее разнообразны в плане орнаментов и украшений болгарские и греческие модели ковров. В узоры вплетают цветочные мотивы, драгоценности, виноградную лозу, силуэты людей.

Отличительной особенностью ковров является использование сочных оттенков ниток: желтого, красного, оранжевого. Ковроделы любят изображать в орнаменте силуэты птиц и животных, изредка абстрактные геометрические фигуры.

Ткачеством в основном занимаются женщины, используя в работе натуральную шерсть.

Как выбрать?

Выбор тканого ковра – задача творческая. Чтобы упростить ее, стоит взять на заметку несколько рекомендаций (исходим из того, что ковер будем класть на пол).

Выбор коврового изделия может происходить по двум сценариям:

  • в наличии уже есть готовый дизайн интерьера (или его концепция), к которому подбирается ковер;
  • вы увидели в продаже килим, который запал вам в душу, независимо от того, насколько он соответствует стилю комнаты.

Нельзя назвать однозначно правильным какой-либо способ: оба варианта имеют право на существование.

Но стоит учесть, как действовать в каждом случае:

  • Если вы подбираете изделие к интерьеру, возьмите во внимание цвет основных поверхностей (стен, напольного покрытия, обивки мебели, штор). Ведущий оттенок ковра не должен их повторять, иначе уникальный этнический аксессуар потеряется на общем фоне. Чем спокойнее и лаконичнее цветовая палитра комнаты, тем красочнее и насыщеннее должен быть килим.
  • Во втором случае ковру требуется «поддержка» другими аксессуарами. Актуальнее всего для этих целей подходят подушки в восточном стиле, выбранные в той же тоновой гамме или мягкий пуф с чехлом из материала с похожей фактурой.

Тканые ковры


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий